Віртуальна галерея «На Херсонській»

«О Руская земле! Уже за шеломянемъ еси!..»
Выставка к 80-летию Виктора Ефименко

29 марта в выставочном зале Архитектурно-художественного института ОГАСА (кафедра изобразительного искусства) открылась ретроспективная выставка графических работ В.Г. Ефименко (1933-1994), посвященная 80-летию художника и педагога.

В. Г. Ефименко. «В поход». Ил. к «Слову о полку Игореве». Триптих. Офорт, см. техника.

В. Г. Ефименко. «Поверженный». Ил. к «Слову о полку Игореве». Офорт, см. техника.

В. Г. Ефименко. «Ярославна». Ил. к «Слову о полку Игореве». Центральная часть триптиха. Офорт, см. техника.

В. Г. Ефименко. «Дева-обида». Ил. к «Слову о полку Игореве». Офорт, см. техника.

Виктор Ефименко и Ольга Тарасенко. Фото. 1978. Из архива автора.

В. Г. Ефименко. «Под сенью монумента». Триптих «Голгофа». Ил. к роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Офорт, см. техника. Лист № 33

В. Г. Ефименко. «Славься море священный Байкал». Ил. к роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Офорт, см. техника. Лист № 35

В. Г. Ефименко. «Мастер и Маргарита». Ил. к роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Офорт, см. техника. Лист № 56

Всю свою сознательную жизнь Виктор Георгиевич отдал педагогической и творческой работе. Выпускник Львовского полиграфического института им. И. Федо­рова, он получил основательную профессиональную подготовку. Его наставником был выдающийся график Василий Касиян. Виктор Ефименко был в числе создателей художественно-графического факультета ОГПИ (ныне ЮНПУ) им. К. Д. Ушинского, где возглавлял кафедру рисунка и вел офортную мастерскую.

На выставке экспонируется около восьмидесяти работ, выполненных в различных графических техниках. Они предоставлены сестрой художника Татьяной Ефименко и племянницей Анной Алексеевой. Куратор проекта — художник и педагог Юрий Валюк, взявший на себя, по сути, всю организационную работу подготовки и проведения выставки при действенной поддержке руководства академии и коллег.

Во время открытия с приветственным словом выступили и.о. ректора ОГАСА Анатолий Ковров, директор Архитектурно-художественного института Валерий Уренев, заместитель начальника управления культуры Одесского горисполкома Людмила Крыжалко. Воспоминаниями об учителе и коллеге поделились доктор искусствоведения Ольга Тарасенко, преподаватели академии и педуниверситета. Зримый образ дорогого человека воскресил документальный телесюжет из архива библиотеки художественно-графического факультета ЮНПУ им. К. Д. Ушинского, предоставленный профессором Николаем Резниченко.

Центральное место выставки занимает серия офортов по мотивам «Слова о полку Игореве» (1978-1985) — главный труд жизни графика. Многие произведения создавались на наших глазах, в то время студентов художественно-графического факультета. Виктор Ефименко был заметной, импозантной личностью, с гордой осанкой, полный достоинства. Привлекало его энергичное, мужественное лицо, высокое чело и роскошная шевелюра, придававшие внешности богемность, и подобие с Эрнестом Хемингуэем.

Достаточно известны его иллюстрации к «Мастеру и Маргарите», над которыми художник работал параллельно со «Словом ...» (1978-1992). В то время обращение к творчеству Михаила Булгакова не поощрялось, и достать его книги было очень сложно. Известно 64 листа этой серии, к которым было подготовлено несколько вариантов идентичных графических листов, проштудировано сотни натурных зарисовок. Каждая иллюстрация — это почти сюжетная картина.

На выставке можно видеть и другие иллюстрации к произведениям украинской и западноевропейской классики: линогравюры к «Лісової пісні» Леси Украинки (дипломная работа), «Тіням забутих предків» Михаила Коцюбинского, сказкам Шарля Перро и Эрнеста Гофмана, преимущественно исполненных в 1960-е — начале 1970-х гг. Таким образом можно проследить эволюцию и творческие приоритеты художника. В разные годы были также выполнены иллюстрации к произведениям Шекспира, Бедье, Пушкина, Достоевского, Катаева.

Если иллюстрации к сказкам имеют прикладной характер, они камерные, то остальные — это, по сути, станковая графика. Так работы к «Слову о полку Игореве» имеют синтетический, монументальный характер — это иллюстрации, символические произведения, использующие принципы иконописи (например, триптих-складень). Взгляд зрителя охватывает происходящее над низким или высоким горизонтом, будь-то мифическая «зегзица» вознеслась над Дикой степью, повествуя о доле отважных русичей.

Безусловно, композиция — это одна из самых сильных профессиональных сторон Ефименко-художника. Второй момент в пользу убедительного его мастерства — психологическая вмотивированность сюжета, передача ощущения обреченности, тревоги, атмосферы войны, требующей доблести и отваги. В этих работах чувствуется пафос, желание подвига и весь трагизм ситуации. Подобные моменты переданы символическим языком обобщенных форм, крепким (несколько суховатым) конструктивным рисунком, в основе которого прекрасное знание анатомии; а также сложными ракурсами, ощущением нарастающей динамики.

Помню, для части студентов Виктор Георгиевич в одно время организовал вечерний рисунок, где участники позировали друг другу, работая вместе с преподавателем. Часто выбирались позы фигур, необходимые в работе над «Словом...». В этот процесс вовлекались и преподаватели, сочувствующие творческим начинаниям Ефименко. Например, для фигуры Ярославны в соответствующем костюме позировала упомянутая выше Ольга Тарасенко. Это, по-моему, психологически одна из наиболее сильных композиций, передающая образ верной женщины, умеющей ждать.

Невольно напрашиваются параллели с иллюстрациями к этому произведению выдающегося российского графика Владимира Фаворского. Думаю, Виктор Ефименко вдохновлялся его творчеством, оно было своеобразным эталоном, при всей разности подходов к решению темы: стилизованные под древнерусскую миниатюру, эпические и опоэтизированные — у Фаворского, и более академические по форме, с элементами сецессии, драматические по мироощущению — у одесского графика.

Студенты «худграфа», учившиеся позже, стали свидетелями (и героями) создания иллюстраций к роману М. Булгакова. Прототипом образа Мастера послужил его ученик Владимир Сакалюк, ныне преподаватель Архитектурно-художественного института; образ Маргариты собирательный, и «списан» с троюродной сестры художника Елены Якуб и племянницы Анны Алексеевой. Образ Воланда тоже обобщенный и, частично, автопортретный.

Ефименко научал и сам учился, вовлекая, зачастую, молодежь в свои проекты. Среди воспитанников Виктора Георгиевича известные художники и искусствоведы: профессор, действительный член Российской АХ Дмитрий Чербаджи, профессор Николай Резниченко, художники и педагоги Юрий Валюк, Владимир Сакалюк, и многие другие, ныне с успехом работающие на художественно-педагогическом поприще в Украине, России, Молдове и др. странах.

2007 году был выпущен каталог иллюстраций к «Мастеру и Маргарите» — проект Владимира Ефименко, сына художника, и арт-менеджера Дмитрия Банникова к выставке в Одесском литературном музее. Имя Ефименко вошло в отдельные справочные издания, например в девятый том «Енциклопедії сучасної України» (2009), а также в словарь «Спадкоємці першодрукаря» — издания Украинской академии друкарства во Львове (2010).

Художник ушел из жизни в расцвете творческих сил. Он всегда хотел оставаться сильным. Вся жизнь Виктора Ефименко без остатка была отдана искусству. Предельная самоотдача в работе, переутомление лишь приблизили роковой день — смерть наступила в результате инфаркта 12 июля 1994 года. Печально сознавать, но уже нет в живых и его единственного сына, художника Владимира, сделавшего немало для того, чтобы сохранить творческое наследие и добрую память об отце. Сегодня так важно, чтобы работы, в особенности серийные, не распылились по отдельным коллекциям. Хочется верить, что со временем будет выпущен каталог, охватывающий, по возможности, наиболее ценное из всего сделанного мастером.

Володимир КУДЛАЧ

Див. також: