Головна > Проекти > Віртуальні галереї > НОФО >Новини. Наші публікації

Національний одеський філармонійний оркестр

Единство противоположностей: Моцарт, Гайдн, Шостакович

25 и 27 января состоялся концерт Национального Одесского филармони­ческого оркестра (НОФО, художественный руководитель и дирижер заслужен­ный артист Украины Хобарт Эрл) с участием солистки, лауреата между­народ­ных и всеукраинских конкурсов Надежды Сычук (сопрано).

Афиша концерта

Вольфган Амадей Моцарт.

Одно из наиболее достоверных изображений композитора

Электрон. ресурс: http://www.lastfm.ru/music/

Шостакович в зале ВР СССР. Фото к. 1950- н. 1960-х.

Электрон. ресурс: http://opera.odessa.ua/

На фото Надежда Сычук.

В конце января концерты оркестра стали обязательными. Магия даты — 27 января для музыкального мира общепонятна, ведь это день рождения гениального Моцарта. Есть еще одно прискорбное напоминание — Международный день памяти жертв Холокоста.

Этими обстоятельствами объясняется и двойственность программы вечера, включавшей произведения эпохи классицизма — Симфонию № 60 (‘Il Distratto’) Иосифа Гайдна, Концертную арию «Vado, ma dove? Oh Dei!» для сопрано с оркестром Вольфганга Амадея Моцарта, и вестника иной эпохи, полную драматизма, местами гневную Симфонию № 11 Дмитрия Шостаковича.

Сочетать модернизм и классицизм ?!... Скажу словами российского критика и композитора первой половины ХХ в. Вячеслава Каратыгина (в данном случае речь о Бетховене и Скрябине): «...Что общего между этими двумя авторами? И можно ли слушать одного после другого, оставаясь, так сказать, в одной плоскости музыкального понимания, без коренной перестройки всего своего психологического аппарата восприятия?..» Согласитесь, что мы имеем то преимущество, что общение с произведениями столь разной направленности у нас более продолжительное, а значит теоретически выше и подготовленность к восприятию подобного программного симбиоза.

Накануне во время непродолжительной пресс-конференции Хобарт Эрл отметил, что некоторые произведения Моцарта и Шостаковича очень редко исполняются в Одессе. Для меня, например, осталось незабываемым исполнение «Реквиема» Моцарта в Южном в 2006 году с капеллой «Думка». Симфонию № 60 Гайдна наш оркестр исполнял в ноябре 2010 года. Ее музыка очень забавная, веселая, остроумная, полна юмора, создана по мотивам романа «Рассеянный». Это своего рода компиляция музыки к спектаклю по одноименной пьесе Ж.-Ф. Реньяра. В финале мы стали свидетелями любопытного театрального эффекта, когда музыканты «фальшивят». Все согласно партитуре. Дирижер, кажется, своими жестами, движениями и в правду напоминал этакого кавалера галантного XVIII века.

Публика с интересом восприняла участие в концерте воспитанницы одесской вокальной школы Надежды Сычук, ныне солистки Одесского оперного театра. Она исполнила духовную арию «Vado, ma dove? Oh Dei!» («Иду, но куда? О Боже!»). Эти не полных пять минут открыли Надежде шире дверь к своему слушателю. Исполнять такую вещь не просто, если принять во внимание ее популярность среди всемирно известных исполнителей. Оно может быть шелковым и энергичным (Барбара Фриттоли), лирически просветленным (Эдит Матис), взволнованным и радостным (Кири Те Канава). Голос Надежды привлекает прежде всего своей пластичностью. Исполнение этой партии требует от певицы передачи глубокого чувства, большого внутреннего напряжения и мастерства. Например, когда нужно взять очень высокие или низкие ноты, или при затухании и «закруглении» звука, а в целом, следуя оркестру — передачи беспрерывности и связности мелодии. И при этом скрыть физическое напряжение, как это умела, например, Монсеррат Кабалье. Ведь классицизм — это торжество разума и духа. Добавьте к этому еще умение владеть мимикою и держаться на сцене, быть естественной.

В творческой биографии молодой певицы — участие в международных проектах в Румынии и Италии («От Моцарта до веризма»), а также юбилейных фестивалях, посвященных творчеству В.-А. Моцарта и других классиков.

Вторая часть концерта — Шостакович, композитор, загадочный двойственностью прочтения созданных им произведений, имеющих «второе дно». Симфонизм Шостаковича — это особое явление в музыке, и по эмоциональному накалу, инструментовке и органичному сплаву используемых инструментов. Это котлован с очень высокой температурой.

Во время упомянутой пресс-конференции дирижер отметил, что скрытый подтекст симфонии (построенной на песнях революционной тематики), был понят современниками, например, Анной Ахматовой, присутствовавшей на ее премьере. Впервые Симфония № 11 была исполнена 30 января 1957 года в Москве. Дирижировал Натан Рахлин (в свое время выступавший с Одесским филармоническим оркестром). Наш оркестр ее исполнял лет десять тому назад. Господин Эрл также напомнил, что авторское присутствие в истории шифровалось композитором (с 1930-31, — В.К.) монограммой DCSH (в немецкой интерпретации его имени). Ладовая система основной темы вырастала из подобной конструкции. Не в последнюю очередь это делалось, чтобы обезопасить себя от плагиата. Все четыре части исполняются без перерыва.

Сквозь тему революции 1905 года Шостакович выразил боли и чаянья людей своего времени, того самого, когда талант, по выражению композитора, стирали «как маленькую кляксу огромной чернильной резинки». «Оттепель» тоже сказалась на этом произведении, зовущего к торжеству над силами зла. Тема, которая всегда волновала Дмитрия Дмитриевича — «Личность и власть. Человек и античеловеческие силы, ему противостоящие. Скорбь по безвинно погибшим…» (Л. Михеева). Исполнение симфонии держало все время зал в напряжении. Некоторые места слушаешь, стиснув зубы («9 января», «Вечная память»). Как нежно и скорбно звучали скрипки, какие тонкие вибрации в виолончели! С особой силой протест выражен в четвертой части («Набат») на мотив песни «Беснуйтесь, тираны!». Это нужно слышать, это такая неописуемая сила! Сцена дрожала… Молодцы, духовики и ударные! Есть выражение: «Если бы музыка заговорила словами, то ее было бы невозможно слушать!»

Во многих своих масштабных сочинениях Шостакович музыкальными средствами разрешал дилемму «власть-народ», и сегодня она особенно актуальна, когда ситуация в обществе чревата атавизмами прошлого.

В этом контексте воспринимается и недавнее исполнение в Одессе Симфонии № 14 приглашенным дирижером из Львова Мироном Юсиповичем. Это своего рода вокальный цикл на слова Рильке, Аполлинера и других поэтов. В ней главными являются темы жизни и смерти, в том числе насильственной. После написания этой симфонии (более других подверженных критике), Шостакович признался, что перестал бояться смерти. Среди произведений Д.Д. Шостаковича, ранее исполнявшихся в Одессе НОФО, также следует назвать «Бабий Яр» (Симфония № 13, дирижер Х. Эрл, 2008), юношеская Симфония № 1 (дирижер О. Гуляницкий, 2010), «Камерная симфония» (дирижер Х. Эрл, 2011), «С балетной сюиты № 3» (дирижер Б. Скендерович, 2012). Среди модернистов ХХ века этот композитор сегодня остается одним из наиболее востребованных.

Володимир КУДЛАЧ

Див. також: