Театральна бібліотека

У 1891 р. Одеська публічна бібліотека завдяки міському голові Г.Г. Маразлі придбала велику колекцію п'єс. Колекція була виокремлена у "Театральний відділ" і поповнювалася протягом багатьох років. З її складом можна ознайомитись у четвертому томі "Каталога Одесской городской публичной библиотеки" (1904). На той час в колекції було вже 2740 п'єс! На жаль, пізніше колекцію було передано в загальний фонд бібліотеки, книги дісталии нові шифри. Тільки у 1970-ті роки зібрання знов було виокремлено, і нині воно знаходиться у фонді відділу рідкісних видань та рукописів.   Опис колекції був зроблений відомим літературознавцем М.П.Алексєєвим (1896-1981), майбутнім академіком, який працював у 1920-ті рр. в нашій бібліотеці. Надаємо його статтю, надруковану в одеському журналі "Театр" (1922, № 3, С. 4-5).   Ширяевская театральная библиотека В 1891 году Одесская публичная библиотека приобрела у известного в Одессе любителя театра Д.В. Ширяева его библиотеку. Эта богатейшая коллекция пьес, шедших на одесской сцене с конца XVIII века (до 3 тысяч названий), составляет теперь специальный "Театральный отдел Одесской публичной библиотеки".

Ширяевская библиотека является одним из лучших провинциальных театральных собраний. В ней собрано почти все существенное для истории русского репертуара. Наряду с первыми изданиями "Ябеды" Капниста и комических опер Крылова, трагедий Озерова и Княжнина, переплетенных в сафьян и темную кожу, здесь можно встретить хороший подбор русских водевилей 30-х годов в обычных московских изданиях, в оттисках из "Репертуара и Пантеона" 40-х годов и старых петербургских журналов и в более редких изданиях, с иллюминованными портретами Сосницкого, Дюра и Асенковой. Плеяда русских водевилистов представлена достаточно полно: в библиотеке найдутся все лучшие произведения Каратыгина, Федорова, Григорьева, Ленского и Кони. Наряду с полным собранием драматических переделок кн. Шаховского, здесь можно встретить и первое издание гоголевского "Ревизора", и рукописную копию "Горе от ума"; здесь, наконец, найдется и все наиболее известное из русского драматического репертуара 50-70-х годов: от ценных текстов Островского, драм Аверкиева и Чаева до забытых оперетт с когда-то злободневными куплетами.   Д.В.Ширяев, собирая свою библиотеку, по-видимому, стремился лишь к полноте подбора, не задаваясь специальными целями библиографа и библиофила. Отсюда, вероятно, и все случайное и малоценное в его собрании: внимательный глаз собирателя не пропускал ничего, попадавшегося ему под руку. Вот почему редчайший экземпляр "Ябеды" Капниста может совсем спокойно стоять рядом с дешевенькой пьеской провинциального драматурга. Но жалко все-таки, что Ширяевская библиотека так мало привлекала к себе внимания театралов и ученых специалистов. По экземплярам Ширяевской коллекции можно было бы написать не одну любопытную страницу из истории русского театра и русской литературы. Среди пьес 40-70-х годов есть много рукописей. Все они, вероятно, вышли из театральной среды, на что указывают режиссерские поправки, заметки на них. Несколько переплетенных рукописных тетрадок на бумаге с водяными знаками 50-60-х годов хранят отметку: "Из библиотеки суфлера В.Ф. Семенова. Кременчуг". Попадаются любопытные списки актеров провинциальных трупп, история которых еще так мало разработана. Некоторые из этих рукописей, вероятно, уникумы.   Несколько лет назад В.В. Данилов в специальном филологическом журнале написал большую статью о драматических переделках гоголевских повестей. Материалом послужило ему именно Ширяевское собрание. Известны также попытки П.Н.Столпянского сгруппировать подобный материал и для Пушкина. Столпянский назвал до 30 драматических переделок пушкинских повестей, поэм и даже мифических произведений, но он не исчерпал всего материала. В Ширяевском собрании мне попались не отмеченные им рукописные переделки "Евгения Онегина" 40-х годов, "Арапа Петра Великого" и "Метели". Проф. Бобров в свое время собирал сведения о драматургии Бахтурина, любопытной и своеобразной фигуре которого он посвятил небольшой этюд. Бахтурин был поэтом и драматургом. О нем вспоминал Пушкин в письме к Нащокину. Горький пьяница и бесшабашный гуляка, Бахтурин был знаменит в петербургских трактирах. Он был другом Вадима Пассека и шафером на свадьбе у Огарева. Он был мастер составлять эффектные афиши и писать драмы для бенефисов. Об этом Бахтурине Глинка рассказывал, что план оперы "Руслан и Людмила" был набросан им под пьяную руку в четверть часа и что опера написана именно по этому бахтуринскому плану. Изучая драматическую деятельность Бахтурина, Бобров сообщил лишь заглавия его восьми драм: "Его драмы, за исключением одной, не были напечатаны, – пишет Бобров, – и вряд ли сохранились". Но все драмы Бахтурина попались мне в Ширяевской библиотеке в хороших копиях начала 40-х годов. Между ними оказались и когда-то знаменитые драматические переделки романов Марлинского, которым несколько сезонов подряд рукоплескали в Александринке.   Ширяевская библиотека может пригодиться для истории литературы. Работающий над текстами драматических произведений Тургенева найдет здесь интересную рукописную копию "Нахлебника" и с любопытством остановится на таких произведениях, как "Накануне", по сюжету Тургенева (1876); "Разговор на большой дороге: сцена Тургенева" (1851) и "Безденежье: сцены Ив. Тургенева" (рукопись 1860 г.). В запутанном вопросе о тексте "Назара Стодоли" Т. Шевченко исследователь может встретить поддержку в рукописной копии этой пьесы 1876 года. С большим интересом можно также прочитать рукопись 1848 года "Сверчок домашнего очага" (содержание повести Диккенса). Замысел драматизировать поэтический рассказ Диккенса гораздо старше прославленной попытки студии Московского Художественного театра!   В скромном отделе провинциального книгохранилища найдется много любопытного и для историка русского театра, и для историка русской литературы. Но отчего бы сюда не заглянуть и специалисту-театралу? Существует особое библиофильское наслаждение в чтении каталогов и книжных перечней. Князь Вяземский сравнивал его с наслаждением, которое он испытывал, читая прейскуранты хороших винных погребов. Когда читаешь каталог Ширяевской театральной библиотеки, с его страниц веет хорошим ароматом давних, полузабытых подлинных театральных волнений.

Створено: 02.09.2009
Переглядів: 2494



© 2017 Одеська національна наукова бібліотека. Всі права захищено. При використанні матеріалів посилання на офіційний веб-сайт Одеської національної наукової бібліотеки обов'язкове.