22 марта – Всемирный день воды

        263 трансграничных озера  и речных бассейнов по всему свету покрывают территории 145 стран и охватывают половину нашей планеты. Огромные резервуары пресной воды также пересекают границу в подземных водоносных горизонта. Однако ее распределение весьма неравномерно и уже сегодня более миллиарда человек не имеют доступа к чистой питьевой воде.

Водные запасы на планете оцениваются в 1 миллиард 400 млн. км3 . Однако 97 % из них – соленая вода. Большее количество пресной воды находиться в ледниках или глубоко под землей. И фактически она стала таким же ключевым ресурсом, как нефть и газ. Проблема нехватки воды уже стала фактором, сдерживающим социально-экономическое развитие многих стран мира. По прогнозам ЮНЕСКО до 2030 года от недостатка  воды будет страдать 47% населения Земли.

           Во многих регионах ресурсы пресной воды природного качества существенно сократились в результате загрязнения отходами от деятельности человека, промышленности, сельского хозяйства. Начиная с 1990 года, половина мировых водно-болотных угодий, являющихся "почками земли» утрачены.

          На обеспечение пресной водой во многих регионах, безусловно, влияют также и  глобальные климатические изменения. Если уровень воды в морях поднимется в результате глобального потепления, как предсказывают климатологи, то в прибрежных регионах произойдет засоление водоносных слоев грунта. И как следствие, увеличится дефицит пресной воды. Особенно острая ситуация с питьевой водой будет в Африке. В результате глобального потепления, уже в 2020 году с этой угрозой в Африке столкнутся от 75 млн. до 250 млн. человек, а дефицит водных ресурсов в засушливых регионах приведет к эмиграции от 24 до 700 млн. человек. Согласно расчетам ученых, потребность человека для насущных нужд в день составляет 20 литров воды.

Большинство жителей Восточной Африки могут рассчитывать на 5 литров в день, а некоторые и совсем вынуждены обходиться 1 литром.

         Пока не будет решен водный кризис на планете, другие кризисы регионального масштаба могут обостриться и стать причинами возникновения политической нестабильности и различных конфликтов.

         К примеру, Ближний Восток характеризуется очень ограниченными запасами воды. Проблема недостатка воды уже чувствуется в бассейне реки Иордан, водой из которой непосредственно в той или иной мере пользуется Израиль, Иордания, Ливия, Сирия и Палестинская автономия. И Ближний Восток - это наиболее яркий пример, как вода может стать причиной военных конфликтов.

           Нехватка воды чрезвычайно актуальна для Турции, которую считали обеспеченной страной по водным ресурсам. Сегодня власти сократили подачу воды в жилые дома и установки. В Анкаре было введено ограничение на использование проточной водой и значительно повышена цена на питьевую воду. В целях сокращение дефицита воды правительство планирует реализацию ряда  «водных проектов».

            В настоящее время в мире рассматриваются различные варианты решения проблемы. Одни считают, что только равный раздел водных ресурсов может снизить дефицит воды в засушливых странах. Должны быть созданы чрезвычайные фонды для помощи странам в решении водных проблем и пересмотрены международные документы, многие из которых были приняты в середине минувшего столетия и давно устарели За последние 60 лет было подписано более 200 международных соглашений по воде. В Европе такой принцип раздела водных ресурсов уже рассматривается. К примеру, Еврокомиссия изучает вопрос, как переправить воду с австрийских Альп в Испанию и Грецию. А компания, которая построила Суэцкий канал в середине ХIХ века, сейчас предлагает прорыть канал из Франции до Барселоны. Все эти идеи имеют смысл и объединены общим знаменателем – дефицитом питьевой воды.

         По мнению исполнительного директора Стокгольмского международного института воды Андерса Бернтела, высказанному на 5-ом Всемирном водном форуме, состоявшемся в Стамбуле  16 - 22 марта в 2009 году, (в работе форума принимали участие 30 тысяч представителей от 130 стран)  «транспортировать воду из водных регионов в засушливые – это в принципе решение проблемы, которое следует рассматривать, однако это очень дорогое решение. С экономической точки зрения очень невыгодно  проводить трубопроводы, каналы или иные технические сооружения».             Но подобные масштабные проекты уже работают. Турция построила специальный водный терминал на речке Манавгат. Там заполняются водой отработанные нефтяные танкеры. В 2002 году Израиль подписал с Турцией соглашение о поставке 50 млн. м3 воды на год. Израиль не скрывает, что хотел бы проложить и трубопровод, однако его маршрут будет проходить через не совсем дружественную страну Сирию.

        Уже не первый год ведутся жаркие дискуссии о приватизации воды. Так, Всемирный Водный Совет - организатор Всемирных водных форумов, считает приватизацию источников и хранилищ пресной воды и системы ее  доставки единственным решением проблемы Он призывает привлечь частные инвестиции, чтобы сделать водную инфраструктуру эффективной, особенно в условиях экономического кризиса.

        А в заявлении Президента Генеральной Ассамблеи ООН Мигеля д’Эското Брокмана, направленного участникам 5-го Всемирного водного форума подчеркивалось, что «те, кто занимается приватизацией воды, делая ее товаром, подобно нефти, лишают людей права, таково же неотъемлемого как воздух, которым мы дышим.»

            Но хочется верить, что у человечества хватить здравого смысла, на  сотрудничество, а не на конфликты – это наиболее разумный ответ на вопрос трансграничного управления водными ресурсами.

            Источниками воды для систем централизованного водоснабжения в Украине являются поверхностные водные объекты (реки, озера, водохранилища) и запасы подземных вод. Общие запасы водных ресурсов в Украине (в средний по водности год) составляют около 94 млрд. м3, из которых доступны к использованию 56,2 млрд. м3, что составляет 1 тыс. м3 на одного жителя за год. Это один из самых низких показателей в Европе (данные 2007 г). Норма питьевого водопотребления на одного человека составляет 290-350 литров в сутки, на водопроводных станциях Украины на одного жителя производится 300-350 литров воды в сутки. А учитывая неудовлетворительное техническое состояние и изношенность системы водоснабжения и водоотведения, использование устарелых технологий водоподготовки, это снижает качество питьевой воды и повышает риски возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и  эпидемиологического характера, то вопрос обеспечения безопасности водных ресурсов и качества питьевой воды в населенных пунктах Украины –это вопрос национальной безопасности страны, который находится на контроле правительства.

         Согласно решения Совета национальной безопасности и обороны Украины от 07.22.2009 года «Про стан безпеки ресурсів держави та забезпечення населення якісною питною водою в населених пунктах України” и введеного в действие Указом Президента № 221/2009 от 06.04.2009 года работа Кабинета Министров Украины, министерств, других центральних и местных органов исполнительной власти по реализации государственной политики в сфере обеспечения водных ресурсов и качества  питьевой воды в населенных пунктах Украины признана неэффективной. Также была отмечена недостаточная работа Министерства охраны окружающей природной среды Украины и Министерства по вопросам  жилищно-коммунального хозяйства Украины по организации обеспечения выполнений общегосударственных программ, направленных на обеспечение  безопасности водных ресурсов и качества питьевой воды в населенных пунктах Украины. Поставлены задачи перед Кабинетом Министров и Министерством охраны окружающей природной среды Украины.

             Что касается Одесского региона, то несмотря на большое количество водных объектов, Одесская область является одним из наиболее сложных в воднохозяйственно-экологическом плане регионов Украины, поскольку занимает последнее место в Украине по объемам водных ресурсов местного стока на одного жителя (0,14 тис. м3) и имеет чрезвычайно высокий уровень антропогенной нагрузки на водозаборы основных рек (шестое место в Украине по объему сброса неочищенных сточных вод). По запасам подземных вод Одесская область также занимает одно из последних мест в стране. Прогнозные эксплуатационные запасы пресных и слабосоленых подземных вод составляют около 270 млн.  м3/ год, а эксплуатационные – всего 150 млн.  м3/ год. Из 26-ти районов Одесской области только на территории 11-ти есть запасы подземных вод, которые позволяют наращивать водозабор. Другие 15 районов принадлежат к группе районов с отработанными или близкими к отработанным запасам подземных вод, что потребует принятие практических мероприятий по сокращению водоотбора. В следствие выше сказанного, исходя из региональных оценок - на одного жителя области приходится 0, 297 м3/ сутки прогнозных ресурсов подземных вод (по Украине –1,1 м3/ сутки) (данные  Института проблем рынка и экономико - экологических исследований)

           Одесса - один из крупнейших потребителей водных ресурсов в Украине  хозяйственно-питьевое, водоснабжение которого представлено  централизованной системой подачи от городского водопровода, питающегося из реки Днестр - единственным источником питьевого водоснабжения. О проблеме питьевой воды и ее качестве на протяжении многих лет говорится на разных уровнях, и этот вопрос постоянно находится в центре внимания санитарно-эпидемиологической служб города и области, природоохранных органов и общественности. Это вопрос постоянно обсуждается на семинарах, конференциях, заседаниях. Но так ли у нас все хорошо и что сделано для реального улучшения ситуации?

           При посещении Одессы  Президент Украины В.Ф. Янукович заявил о неблагополучной экологической ситуации в Одесском регионе, и 19 февраля 2011 года констатировал на заседании Комитета по экономическим реформам в Одесской облдержадминистрации, что в аварийном состоянии находится 90% очистных сооружений, которые сбрасывают неочищенную воду в Черное море и реки Одесской области, о том, что водопроводная вода непригодна для питья.

           Вопрос “Проблеми якісного питного водопостачання в Одеському регіоні та шляхи їх вирішення” рассматривался участниками «круглого стола», который состоялся 24 марта в рамках заседания Университета экологических знаний Одесской национальной научной библиотеки им. М. Горького и Общественного совета при Государственном управлении охраны окружающей природной среды в Одесской области.

      В работе «круглого стола» приняли участие: руководство и специалисты природоохранных служб города и области, специалисты Государственной санитарно-эпидемиологической службы в Одесской области, управления енергозабезпечення Главного управления развития инфраструктуры и энергообеспечения Одесской областной госадминистрации, ученые  Інститута проблем ринку та економико-екологичних исследований НАН   України, ДП  «Научно-технического центра инженерного центра проблем водоочищення та  водосбережения» Физико-химичного института им. О.В. Богатського НАН Украины, Украинского научно-исследовательского института медицинской реабилитации и курортологии МОЗ Украины, общественные экологические организации, другие заинтересованные лица.

       Среди участников «круглого стола» члены комитета по вопросам экологии, чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей природной среды и природопользования, рекреации и использования земельных ресурсов общественного Совета Одесской обласной госадминистрации.

         Более подробная информация о вопросах, рассмотренных « на круглом столе» будет дана в последующих номерах.

 

Нина Лошкарева,

 специалист информационного сектора по вопросам экологии

 Одесской национальной научной библиотеки им. М. Горького

Створено: 02.02.2007
Переглядів: 3677




© 2024 Одеська національна наукова бібліотека. Всі права захищено. При використанні матеріалів посилання на офіційний веб-сайт Одеської національної наукової бібліотеки обов'язкове.