Так, в Концерте № 3 Прокофьева сольную партию исполнял пианист, воспитанник НМАУ Александр Поляков. Он также обучался у Аллина Григорьевича, но как дирижер-симфонист. Его игра оставила чрезвычайно приятное впечатление. Солист исполнил один номер «на бис», продемонстрировав, кроме прекрасной техники и глубокого понимания музыкального произведения, также чувство юмора. Аллин Власенко из НОФО «на бис» повторил последнюю, третью часть рапсодии Шабрие, которая завершала концерт. Как дирижер, Аллин Григорьевич импульсивный, энергичный, жесты его очень лаконичные и выразительные, а как собеседник он открытый, любит углубляться в тему. К сожалению, условия, в которых проходил наш диалог, когда артист готовился к выходу на сцену, не очень способствовали этому.

Программа была построена на контрастах — светлому и «солнечному» концерту Прокофьева предшествовала мрачная, наполненная драматизмом «струнная» Симфония № 2 Онеггера, в которой оркестр, как и в других вещах, продемонстрировал замечательную сыгранность и коллективное чувство ритма. А завершил симфонию оригинальный штрих — фраза одного инструмента (первый альт — Ия Комарова), в котором скрыта заключительная интонация.

Наш разговор с Аллином Григорьевичем начался с вопроса о неординарности и сложности репертуара.

— Симфонию № 2 французского композитора швейцарского происхождения Артюра Онеггера одесситы раньше не исполняли. Впервые я ее услышал, когда к нам приезжал с концертом один из ректоров Парижской консерватории. Она мне очень понравилась. Мы исполнили ранний вариант, потому что существует более поздний, в котором исполняется «Пасифик», — рассказал «Дню» А. Власенко, — также исполнили Третий концерт Сергея Прокофьева. В завершение прозвучало «ночное» — рапсодия «Испания» Эммануэля Шабрие.

— Есть предубеждение, что славяне не так глубоко чувствуют особенности западноевропейской музыки, и наоборот.

— Европейская исполнительская традиция веками прививалась на восточноевропейских просторах. Еще в свое время граф Шереметьев привез немецкий оркестр в Петербург, и во времена Екатерины ІІ это получило распространение. Вспомним, что даже Бетховен взял несколько тем из тетрадей графа Андрея Разумовского и использовал их в своих произведениях (в то время дипломат в Вене и приятель Бетховена — В. К.). Ведь аристократы тех времен были людьми высокой культуры, музицировали. В конце концов, в самой Одессе первая оперная труппа была итальянской.

— Ваши впечатления от коллектива Национального одесского филармонического оркестра?

— Я очень люблю этот оркестр. Он в Украине особенный. Одесса вообще очень музыкальный город, с богатыми традициями. Школа тоже очень высокого класса. Это уже достояние поколений, которое передается. Оркестранты эмоциональные и им не нужно долго объяснять. Я неоднократно имел возможность работать с петербургскими коллективами. У них манера преимущественно немецкая, так случилось: там и Штидри много лет работал, и Мравинский. Они подобные открытые эмоции не проявляют. В Одессе господствует творческая обстановка и Хобарт Эрл прекрасно поработал, создав, прежде всего, надлежащие условия для оркестра. Заметьте, лишь в Карнеги-Холле одесситы выступали трижды!

— На Ваш взгляд, как в непростых условиях, в которых сейчас находится Украина, сохранить искусство, развивать культуру? Вспомним, в свое время Петлюра, чтобы спасти уникальный коллектив Кошица, отправил его в мировое турне.

— Петлюра был очень осведомленным человеком... Проблема культуры, ее развитие зависят от многих вещей. Но, прежде всего, она всегда должна быть под вниманием руководителей государства. Сегодня у людей такой стресс, и именно музыка спасает, даже лечит.

Хобарт Эрл как руководитель оркестра стремится, чтобы гастролеры всегда играли что-то новое. Он очень внимательно следит за репертуаром, у него интересная репертуарная политика. Вторую симфонию Онеггера еще называют «военной», «антифашисткой». Она имеет те же эмоции, которые переживают в настоящее время в Донецке, — в ней выражены горе, страдания, и, в конечном итоге, финал ее оптимистический!

— Приходится слышать, что львовские дирижеры, последователи Николая Колессы — это так называемая австро-пражская школа дирижирования. Недавно у нас гастролировал Тарас Микитка, бывал также Юрий Луцив. Вы, как педагог, воспитали целую плеяду талантливых дирижеров, признанных в Украине и в мире. Большинство из них время от времени выступают с НОФО, например Владимир Сиренко, Виктория Жадько, Наталья Пономарчук...

— В свое время, обучаясь в аспирантуре, когда Николай Колесса приезжал в Киев, и мне приходилось быть у него ассистентом. Впоследствии мы с Николаем Филаретовичем переписывались. С моим ровесником Степаном Турчаком, воспитанником Колессы, я определенный период вместе работал (он даже у меня на свадьбе свидетелем был). Я считаю, что нет определенной школы, скажем, варшавской или венской, киевской или другой, однако существуют определенные общие вещи. Куда бы я ни приехал дирижировать, в Китай или Японию, везде меня понимают. Школа начиналась с композиторского искусства: Моцарт, Бетховен, Вебер. Но сложно было и писать, и исполнять. Например, Чайковский или Римский-Корсаков, как дирижеры, не высоко стояли. Потом профессия отделилась, потому что есть много сложного материала, который нуждается в техническом вооружении. Началось это с Петербурга, где пионером стал композитор Николай Черепнин, заведующий кафедрой дирижирования местной консерватории. Мой учитель в Киевской консерватории Михаил Каренштейн был учеником выдающегося Николая Малько, которого знает весь мир. Он учился сначала в Петербурге, а впоследствии за рубежом, и немецкая школа была самой первой. Так что истоки нашей украинской школы именно в немецкой, и школа у нас прекрасная! Сколько лауреатов международных конкурсов! Только среди моих воспитанников трое народных и восемь заслуженных артистов. Например, Виктория Жадько — она первый среди украинцев лауреат международного конкурса, потому что раньше Москва все брала на себя. Она также получила первую премию на конкурсе Г. Фительберга в Катовице (Польша). А Наталья Пономарчук — это вообще чудо! В Одессе выступала также другая моя ученица Екатерина Осадчая — лауреат конкурса им. С. Турчака.

Кстати, киевский творческой «десант» будет иметь продолжение. 21 ноября в Одессе вместе с НОФО будут выступать дирижер Владимир Кожухарь и скрипачка Мирослава Которович.

Владимир КУДЛАЧ, Одесса

За материалами газеты "День" от 20 ноября 2014 г.