Ожидалось присутствие самого маэстро, однако в последний момент стало известно, что автора не будет.

— Мирослав Михайлович, к сожалению, не сможет присутствовать на своем авторском концерте в Одессе, — во время пресс-конференции прояснил ситуацию главный дирижер оркестра. — Вчера он мне позвонил и голосом, полным отчаяния, сообщил, что его вызывают в Администрацию Президента как советника по культуре. Это очень узкий круг лиц. Я просил передать мнение одного из самых молодых по стажу народных артистов, что великих композиторов нужно пускать на свои авторские концерты. Скажу искренне, что для нас — это событие, тем более что это первый авторский вечер Мирослава Скорика в нашем городе.

В творческом наследии прославленного композитора разнообразные по жанрам и стилистике сочинения — музыка к кинофильмам и балетам, сочинения для камерных оркестров, произведения «малых форм». Огромный пласт — духовная музыка, где Скорик выступает продолжателем традиций Бортнянского, Березовского, Веделя, Стеценко.

— Мирослав Скорик написал столько, что этого хватит не на один творческий вечер, — восхищенно продолжил Хобарт Эрл. — В настоящее время композитор работает над каталогом своих произведений. В нашей программе — музыка к кинофильму Сергея Параджанова «Тiнi забутих предкiв» (1964); совсем недавно написанный Седьмой скрипичный, а также виолончельный (1983) концерты.

В телефонном разговоре я сказал автору, что считаю виолончельный наиболее сильным из его сочинений. Виолончелисты мира его вообще не знают! Конечно, он непрактичен, поскольку для исполнения необходимо как минимум восемь ударных инструментов, а также три тромбона и туба. Очень трогательна в нем партия мандолины... Музыка концерта поэтичная и грустная. Мне это понятно — она была написана после смерти его родителей...

Сольную партию с большим чувством исполнил один из ведущих виолончелистов оркестра Валерий Казаков.

Еще одно произведение, которое оставило очень яркое воспоминание, — упомянутый Концерт № 7 для скрипки с оркестром. Солировал известный одесситам Назарий Пилатюк (Киев). Это было воодушевленное и страстное исполнение — образец артистизма, глубины постижения музыки. Концерт был написан специально для киевского виртуоза. В прошлом году он исполнил концерт с НОФО под управлением гостя-дирижера Виктории Жадько (Киев). Каждый дирижер в определенной степени интерпретирует произведение по-своему. Примечательно, что исполнители предыдущих скрипичных концертов Скорика сделали успешную карьеру: Олег Крыса, Богодар Которович, Юрий Хавьенко, Юрий Мазуркевич и др. Новое сочинение — Концерт № 8, посвященный скрипачке Катажине Фейнер, в этом году был исполнен во Львове. Он еще не известен одесской публике.

— Идею концерта при случае мне подал сам композитор. Я спросил: что бы он хотел услышать? Как правило, композиторы тянутся к своим последним сочинениям и не думают о том, что писали лет двадцать — тридцать назад. Хотя более ранние могут не уступать созданным позже, — заметил Хобарт Эрл. — Если «Испанский танец» и «Каприс 19» Паганини мы играли совсем недавно, то «Диптих» (очень сложное произведение) в последний раз исполнялось лет шестнадцать тому назад, в 1996 году, кстати, в Национальной опере Украины. На этой сцене, несколько ранее, в марте 1994-го, мы и познакомились с Мирославом Михайловичем. По сути, это новое произведение, ведь более половины состава нынешнего оркестра его не играли. В «Диптихе» есть очень естественные блюзовые вставки. Мирослав Скорик — композитор, прежде всего, мелодического дара.

Музыка Скорика может быть экспрессивной, поэтичной, зрелищной, как, например, его «Карпатский концерт». В ней симбиоз фольклора, джаза, романтизма и авангарда.

Хобарт Эрл: «Карпатский концерт» из числа духовых и концертмейстеров ранее исполняли лишь три наших оркестранта. Примечательно, что программа состоит из произведений композитора, которые в прошлом наш оркестр представлял в Киеве. Должен сказать, что «Карпатский концерт» мы впервые исполнили в Лондоне, а также в Вашингтоне и Нью-Йорке».

Во время концертов производилась аудиозапись.

«Идея записи возникла несколько позже. Ее осуществил звукорежиссер из Лондона. Хочу выразить благодарность властям города за техническую помощь, а также за то, что во время записи перекрыли движение на улицах, прилегающих к филармонии. На моей памяти в последний раз это делалось лет пятнадцать тому назад. У нас великолепный филармонический зал (в два раза больше киевского. — В. К.), с прекрасными акустическими данными. Просто нужно улучшить его герметичность. Как правило, запись осуществляется в студийных условиях, но ради высокой цели мы решились на концертный вариант с участием иностранной фирмы. Сегодня, в условиях финансового кризиса, эта индустрия, фактически, мертвая.

Второй концерт, как и первый, прошел в почти полностью заполненном зале. После концерта своими впечатлением поделилась одна из слушательниц, художник Лариса Демьянишина, которая вместе с друзьями специально приехала на этот концерт из Южного: «Концерт впечатляет. Я так чувствую, что в этой музыке собраны воедино прошлое, настоящее и мечты нашего народа. Впечатления светлые, незабываемые. Конечно, жаль, что не было автора, однако мы счастливы, что живем с ним в одно время!».

В завершение хотелось бы напомнить одно малоизвестное одесситам обстоятельство: двоюродная бабушка Мирослава Скорика Соломия Крушельницкая (в то время примадонна итальянской оперы) во время гастролей в Одессе в 1890-е годы останавливалась в доме Михаила Комарова (угол улиц Жуковского и Екатериненской). Кстати, всемирно известной певице Мирослав Скорик посвятил балет «Возвращение Баттерфляй», построенный на биографическом материале и музыке из ее репертуара.

Владимир КУДЛАЧ

См. также:

  • Творческий вечер Мирослава Скорика // Вечерн. Одесса. – 2013. – 14 ноябр. – Режим доступа: http://vo.od.ua/rubrics/kultura/27320.php