В первом отделении концерта были исполнены сочинение исключительно греческих композиторов. «Додеканес», сюита № 1 — творение Константинидиса, переводится как «12 островов» — самый южный греческий архипелаг в Эгейском море, неподалеку от Крита, малой родины Михайлидиса.

Очень яркое впечатление оставило премьерное исполнение «Концертино для фортепиано с оркестром» Н. Тейлора. Соло Георгия Кожухаря. Вдохновенная и волнительная, исполненная оптимизма музыка нашего современника увлекает своим стремительным бегом — словно порывы морского ветра. В ней ощущение простора, ожидание чего-то восхитительного и значимого. Кажется, человек, охваченный чувством ни чем не стесненной свободы, дышит полной грудью. Прекрасная, разнообразная оркестровка, неожиданное перетекание зыбких форм, богатство интонаций, мощные акценты и сочные аккорды, завершающие динамичный ход этого консонансного произведения. Партия фортепиано преобладает, но в целом она очень органично сочетается с оркестром, в котором, заметим, струнные и духовые — это как бронзовый сплав.

Подобная музыка аккумулирует разные направления и стили, прежде всего, джаз, импрессионизм и поздний романтизм, преимущественно Рахманиновского толка. Но притом она несет печать нового времени и яркой индивидуальности автора. Интересуюсь на этот счет мнением Георгия Кожухаря.

«На мой взгляд, большинство современных композиторов стараются либо создать максимально модерную, авангардную гармонию, либо классическую. В нашем случае влияния классиков на уровне стилистическом. Такова генетика...», — прокомментировал музыкант.

В Одессе произведения греческих композиторов, за исключением Скалкотаса, широкой публике малоизвестны. Георгий не так давно принялся изучать новое сочинение Тейлора. С оркестром, по его признанию, было всего «полторы репетиции». «Вчера немножко, и сегодня уже полноценная. Перед концертом будет еще одна. Насколько я знаю, исполнение „Концертино“ Тейлора — это мировая премьера. К сожалению, о самом авторе мне ничего неизвестно», — признался пианист.

Этот пробел восполнил во время импровизированной пресс-конференции Мирон Михайлидис (ныне художественный руководитель Афинской оперы). Михайлидис впервые в нашем городе. Он очарован Одессой, считает ее жемчужиной Украины. Гость ответил на вопросы журналистов, в чем любезно согласился помочь директор одесской филии Греческого фонда культуры Софронис Парадисопулос.

«Яннис Константинидис принадлежит к числу очень уважаемых композиторов. Он автор популярной музыки, и в этом качестве известен под именем Костаса Янидиса», — пояснил дирижер. «Учился Константинидис в Берлине у Курта Вайнера вместе со своим другом Скалкотасом. Они даже выступали в дуэте: Скалкотас как скрипач, а Константинидис в качестве пианиста. В период между двумя войнами последнему пришлось покинуть Германию и вернуться на родину. В это время было не до высокой музыки. Композитор стал успешным в легком жанре. Он написал много произведений для фортепиано, а также для фортепиано с камерным оркестром. Большинство произведений Константинидиса, как это часто бывает, стали известны уже после его смерти. Он умер в 1984 году. Я очень рад представить произведения Константинидиса и Тейлора в Одессе, ведь этот город так много значит для греков».

На вопрос, в чем принципиальное отличие двух композиторов, Мирон Михайлидис сказал следующее: «Это, как пазлы — без них невозможно представить общую картину музыкального искусства Греции. Музыка Константинидиса построена, главным образом, на фольклоре, народных танцах, а наш современник предпочитает джаз. Заметно у Тейлора также влияние Рахманинова и англичанина Уильямса». Михайлидис очень хорошо знает российскую музыку (во второй части концерта, кроме Римского-Корсакова, предлагались также произведения Рахманинова). Среди его предпочтений, кроме двух упомянутых, также Чайковский, Мясковский, Шостакович и Стравинский. На вопрос, знаком ли он с произведениями украинской музыки, гость не без сожаления ответил отрицательно. Есть над чем задуматься презентантам отечественной музыки.

Мирон Михайлидис сообщил, что он не впервые осуществляет премьеры. В практике дирижера представления современных итальянских композиторов, и замечательно, что всегда на лицо определенные преимущества: последователи, несмотря на индивидуальный подход, равняются на запись первого исполнения.

P. S. Мирон Михайлидис готов представить эту программу также в Германии, Италии (Флоренция) и даже Китае. В нашем случае, Одесса... уже «не вторая».

Владимир КУДЛАЧ