Музыка, созданная более двух столетий назад, и ныне волнует глубиной и красотой выраженных чувств, оригинальностью и блеском формы. В век новых гармоний она остается актуальной как образец музыкального совершенства, а также идейно, в общечеловеческом и в гражданском смыслах.

Приходится слышать, что искусство вне политики... В большинстве случаев это так, но трагизм и драматизм, лирическое и эпическое, выраженные в сочинениях двух гениев, позволяют, возможно, по-новому пережить нашу украинскую действительность. Не лишне напомнить, что свою «Героическую» симфонию Бетховен, как приверженец республиканского строя, сначала посвятил Бонапарту, но, узнав, что тот провозгласил себя императором, в гневе уничтожил титульный лист с посвящением.

За несколько дней до концерта в перерыве репетиции (предстояла еще отдельная с трубачами) журналистам таки удалось немного пообщаться с требовательным дирижером.

«Это разная музыка, — отметил Хобарт Эрл. — После Бетховена исполнять произведения Моцарта очень сложно, у них совершенно разное звукоизвлечение! Мы в этом лишний раз убедились во время репетиций. Поэтому в программе концерта поставили первой симфонию Моцарта».

Эти произведения оркестр давно не исполнял. Так, упомянутую симфонию Моцарта — по меньшей мере, года четыре, а симфонию № 3 Бетховена — вот уж лет семь. Хобарт Эрл и сегодня с большим удовлетворением вспоминает это очень удачное и единственное исполнение данного сочинения во время гастролей НОФО в Кировограде в 2007 году. Тогда оркестр выступал неполным составом. За это время состав оркестра несколько изменился, в частности, обновилась духовая группа: концертмейстеры гобоев, валторн, фаготов, кларнетов — это все молодые музыканты.

Хотелось бы отметить окрыленное и взволнованное вступление Симфонии № 40 Моцарта, которую оркестр исполнил удивительно легко и элегантно. Произведение, многократно слушаемое, в исполнении НОФО подкупало своей искренностью, великолепием и простотой мелодии. «Чтобы сорвать аплодисменты, — говорил в свое время Моцарт, — нужно либо писать вещи настолько простые, чтобы их мог напеть даже кучер, либо такое непонятное, чтобы только потому и нравилось, что ни один нормальный человек этого не понимает».

Принято считать это произведение трагедийным (финал 1-й части). Я бы назвал его исповедью ранимой души. Вместе с тем, в нем столько оптимизма, страсти, подкупающей легкости, изящества, стремительного, волевого, драматического движения и даже ласковости! Композитор творил в век классицизма, когда для высших кругов жизнь была эстетизирована, сродни театру, и даже «умирать» нужно было сценически красиво. Мне кажется, что в этом творении выражен вызов судьбе, а в некоторых местах угадывается своеобразный диалог, объяснение с невидимым Творцом.

После произведения Моцарта «Героическая» симфония «тяжеловеса» Бетховена воспринимается не без усилия. Она величава, сдержанна и сурова. Это одно из тех произведений, понимание которого, по моему мнению, раскрывается после его целостного прослушивания. В нем есть удивительно красивые вариации, например, в финальной части симфонии, особенно басовая тема.

Как дирижер Хобарт в тот вечер был особенно убедителен и артистичен. Исполнять ТАКУЮ музыку с ТАКИМ коллективом, который он лелеет двадцать три года, — это ли не мечта многих дирижеров! Сочинения Бетховена, чья Симфония № 7 с большим успехом исполнялась НОФО на американском континенте во время гастролей в 2010 году, — среди приоритетов руководителя оркестра. «К сожалению, мы очень редко исполняем музыку таких композиторов, как Антонин Дворжак, Александр Глазунов, недостаточно — Петра Чайковского. Есть еще много невостребованных произведений», — заметил руководитель оркестра.

Концертный сезон Национального одесского филармонического оркестра вступил в завершающую фазу. Любители симфонической музыки станут свидетелями еще нескольких концертов, в том числе мини-фестиваля, программа которого всецело будет состоять из произведений Сергея Рахманинова (140-летие композитора отмечалось в 2013 году). Фестиваль пройдет 13 и 15 июня с участием Хобарта Эрла, а 18 июня, в завершающий день, наш оркестр выступит под руководством известного российского дирижера и пианиста Михаила Плетнева. В последнее время россиянин концертирует преимущественно за рубежом.

Владимир Кудлач

Див. також: 

Кудлач В.А. Шедеври віденської класики // Чорномор. новини. – 2014. – 14 черв. – Режим доступу: http://chornomorka.com/archive/a-4040.html