Если судить из высказываний сотрудников музея, направленности работы его коллектива, музей поменял социальную парадигму: самоизолировался, «ушел в себя», и обнаружил в своем семейном прошлом и настоящем массу интересных вещей, ценных для истории. Напомним общеизвестный факт – инициатива создания музея исходила от Одесского общества изящных искусств, которое уже в первый год своего существования ровно полтора столетия тому назад создало рисовальную школу (ныне Одесское художественное училище), а в 1899 году, благодаря меценату и городскому председателю Григорию Маразли, выкупившего на собственные средства и подарившему городу бывший дворец Ольги Нарышкиной-Потоцкой – Музей изящных искусств.

«Наш музей – один из наиболее старых и почтенных музеев Украины, – отметил его директор Виталий Абрамов. – Еще полтора-два года тому назад в Одессе наблюдался туристический бум, и мы работали, как машина, обслуживали десятки тысяч туристов из разных стран мира. Сегодня ситуация иная, поэтому наши сотрудники сосредоточились на научной работе. Фонд музея насчитывает более десяти тысяч экспонатов, включая иконы XVI века, а также современное искусство. Поэтому так важна работа в архивах с документами, научная каталогизация произведений, а также оцифровка фондов, что, замечу, отражено на сайте музея».

Сегодня научные сотрудники ОХМ проводят разноплановую работу по изучению культурного прошлого города, главным образом периода XIX – начала XX ст. Отметим, что работа значительно активизировалась после того, как научную часть возглавил искусствовед Сергей Седых. Во время собрания была также презентована электронная версия подготовленного к печати второго выпуска сборника "Вісник Одеського художнього музею". Он включает исследования искусствоведов по разным аспектам истории художественной культуры Одессы. Среди авторов: В.А.Абрамов, О.М.Барковская, О.В.Жулицкая, Л.Н.Калмановская, В.А.Кудлач, С.О.Седых и др.

Как и большинство бюджетных организаций, музей ныне ощущает острую нехватку финансирования. Не говорю о реставрации фасада, который в последнее время сотрудники музея осуществляли собственными силами. С наступлением поздней осени в «зале Айвазовского» от чрезмерной сырости обвалился потолок (музей вблизи моря, отопление еще не подключено). Это, пожалуй, наиболее уязвимая часть пространства дворца, где когда-то находился зимний сад. Обнадежила музейщиков присутствовавшая на празднике помощник главы одесской госадминистрации по гуманитарным вопросам Соломия Бобровская, которая пообещала найти средства для ремонта зала.

Поздравить музей с днем рождения пришли также коллеги, искусствоведы, художники, конечно с подарками. Так, известный нонконформист Григорий Вовк подарил музею несколько знаковых портретов, а Александр Коваль – скульптуру, которая накануне события была установлена в дальнем дворике музея, облагородив его замкнутое пространство.

Владимир КУДЛАЧ

Другие публикации:

Кудлач В.А. С музеем в будни и в праздник [ОХМ-116] // Вечер. Одесса. 2015. – 10 нояб. – Режим доступа: http://vo.od.ua/rubrics/kultura/34320.php