Мы с Лизой инициировали эту историю и осуществили вместе с 24-мя авторами со всей Украины. – говорит Ольга Балашова. – Наша задача состояла в том, чтобы представить художников-шестидесятников, работавших в пяти разных центрах Украины: Киеве, Львове, Одессе, Харькове и Ужгороде. Мы проехали упомянутыми городами, и постарались выявить те моменты, которые позволяют посмотреть на это явление как целостное. Такой уникальный город как Одесса представлен достаточно объемными текстами.

На страницах книги упоминаются имена одесских шестидесятников: Олег Соколов, Юрий Егоров, Владимир Стрельников, Людмила Ястреб, Александр Ануфриев, Валентин Хрущ, Станислав Сычов, Валерий Басанец, Владимир Цюпко, Виктор Маринюк и другие известные художники. Среди авторов одесситы Татьяна Басанец и Ольга Котова. О «Заборной выставке» есть статья Ксюши Фелюк.

Хочу упомянуть один немаловажный факт, что «щитом» вышеупомянутого Олега Соколова в 1960-е был директор Одесского музея западного и восточного искусства, ветеран войны, ныне здравствующий Иван Иванович Козирод, который поддержал организованный при музее «врагом социалистического реализма» Олегом Соколовым клуб «Музыка, цвет и слово» им. К. Чюрльониса.

- Было интересно собрать воедино в одной книге под одной обложкой художников, которые в то время были достаточно обособленными, имели разные судьбы, разные истории становления этого неофициального искусства, жили разными духовыми и художественными влияниями, – продолжает Елизавета Герман. – Обобщить исследования разных периодов этого явления, достаточно разрозненные, порою забытые; работы художников, чье творчество не всегда в экспозиции, чаще в запасниках.

К слову, в эти дни в Одесском художественном музее работает выставка «Альфатер- транзит». В ней собраны произведения, в том числе «шестидесятников», найденных… на мусорных свалках.

Нужно сказать, что презентация объединила многих известных в городе людей, интересующихся проблемами искусства – искусствоведов, арт-менеджеров, коллекционеров, журналистов, художников, в том числе шестидесятников. Это превратило ее в своеобразную дискуссионную площадку, позволившую вести разговор об особенностях и роли одесских шестидесятников, которые попадают под определения «андеграунд» и «нонконформизм», а также разобраться в терминологии.

- Прежде всего, мы отвоевали для себя право на свободу, –.говорит один из участников этого процесса Виктор Маринюк. – Ведь основной критерий для нас был в признании, что мы свободны и имеем право на собственное виденье.

- Когда авторы будущего издания попросили встречи со мной, – отметила Татьяна Басанец, – я думала, что это будет некое ТЗ (техническое задание) – своеобразный сборник музейных статей. Когда нет ТЗ, ты не знаешь о чем, и как писать, и в данном случае это обстоятельство сыграло положительную роль, ибо здесь нет никаких линеек, которые подводили бы к общему знаменателю – все региональные особенности как на ладони!

Среди упущений этого исследования, по моему мнению – отсутствие имени такого яркого шестидесятника как Валерий Арютунович Гегамян (1925-2000), создателя художественно-графического факультета, 50-летие которого ожидается осенью 2015 года. Кстати, в этом году также отмечалось 90-летие со дня рождения Гегамяна. Справедливости ради отмечу, что этот сборник не претендует на исчерпывающий результат.

И в завершение – эта книга, увидевшая свет в киевском издательстве «Основа», была отмечена жури конкурса на проходившей в эти дни в Одессе ХІХ Международной книжной выставке-ярмарке «Зеленая волна» в номинации «Духовное наследие».

Владимир КУДЛАЧ

Другие публикации на эту тему:

Кудлач В.А. Искусству украинских шестидесятников посвящается // Вечер. Одесса. – 2015. – 13 авг. – Режим доступа: http://vo.od.ua/rubrics/kultura/33710.php