В этих стенах многократно демонстрировались работы живописца, и логично, что масштабная выставка произведений виновника торжества под красноречивым названием «Рапсодия живописи» была развернута именно в этом престижном музейном пространстве. Это знаменательно. Напомним, что именно в здании ныне ОЛМ – доме князя Гагарина в ХІХ – начале ХХ веков проводили свои выставки члены Литературно-артистического общества, представители Товарищества южнорусских художников.

В нынешних условия одесская, преимущественно созерцательно-южная пленэрная школа живописи нашла продолжение в значительной части своих преемников, объединенных в Одесскую областную организацию Национального союза художников Украины (ООО НСХУ).

Достаточно полно и лаконично во время торжества охарактеризовал творчество коллеги представитель НСХУ и Национального союза театральных деятелей Украины Николай Вылкун: «Самое главное, чего достиг Николай Прокопенко в искусстве – это то, что он нашел свое слово в живописи, и сделал это ярко, очень заметно и весомо. Ведь живопись очень разная, она бесконечная, и порою художнику очень трудно найти индивидуальный стиль, свой голос, свою песню».

Прокопенко очень узнаваем. Если конкретизировать, то нужно сказать, что это стиль энергетической, плазменной южно-украинской живописи с ее чисто одесским колоритом. В ее образном строе соединены фольклор, мифология, китч. В некоторых случаях китч преобладает, как в одной из последних работ живописца – портрете мецената Андрея Горчакова (он же ведущий мероприятия). В стилистике имеет место симбиоз пленэризма, декоративной живописи, поп-арта и абстракционизма. Круг образов ограничен, а живописно-мозаичная, музыкальная интерпретация полотен кажется бесконечной. Живопись Николая Прокопенко чувственна, телесна, почти осязаема. Это взгляд гедониста по жизнеощущению. В его творчеств нашла своеобразное продолжение тема «женщин-кошечек», которую культивировал в свое время Ренуар. В нашем случае это милые, несколько загадочные мещаночки – женщины в ожидании любви, чей взгляд иногда полон грусти. Но в целом его живопись мажорная, жизнеутверждающая. Если смотреть шире, то нужно признать, что Николай Прокопенко поставил себе целью отобразить южный тип украинской женщины.  

Возвращаясь к официальному чествованию юбиляра, отметим, что было сказано очень много теплых слов, произносились велеречивые поздравления, вручались грамоты, знаки отличия, медали от Одесской областной государственной администрации, Одесского горсовета, Одесского областного отделения Совета мира, творческих объединений города. В некоторых моментах, по моему мнению, чувствовалось начало предвыборной кампании, в которой достижения одаренного художника стали, в определенном смысле, поводом для пиара. Яркое впечатление оставила небольшая, но уместная концертная программа.

Пожалуй, последнее чествование художника с подобным размахом и представительством имело место в нашем городе… в январе 1836 года, когда одесская общественность принимала Карла Брюллова, возвращавшегося из Италии. Шучу, конечно. Новоиспеченный народный художник держал себя с достоинством, был галантен. Чудесные букеты он преподнес своей музе и замечательному живописцу Ольге Котляровой-Прокопенко...  

Ничего так не обнажает сущность артиста, как его творчество и публичное чествование. Юбиляр  отнесся к происходящему философски: «Я даже представить себе не мог, что мне будут проявлены такие знаки уважения, – признался растроганный вниманием художник. – Слава Богу, что это через творчество, которым осенил меня Господь Бог, и что подобное бывает на нашем веку раз во сто лет». Во время этого церемониального процесса демонстрировался также макетный вариант в единственном экземпляре сборника стихов Николая Прокопенко – «Стихи романтика юга», что для многих присутствовавших в зале стало приятным открытием. Стихи написаны профессионально, с чувством. Книга проиллюстрирована самым автором. 

Поздравляем с высоким званием и этим памятным событием щедрого, плодовитого и активного мастера, чьи работы украшают многие музеи, галереи и частные коллекции, как в Украине, так и за ее пределами.

Владимир КУДЛАЧ

Інші публікації:
Кудлач В.А. Рапсодия живописи [До 70-річчя М. Прокопенка] // Мистецький простір Одеси. – № 1 (7). – 2016. – С. 28-29.