Головна > Проекти > Віртуальні галереї > НОФО >Новини. Наші публікації

Національний одеський філармонійний оркестр

Закрытие концертного сезона 2012-2013:
богатство стилей, разнообразие форм

В Большом зале Одесской филармонии 16 и 18 июня состоялся заключительный концерт сезона Национального одесского филармонического оркестра с участием российских солистов Бориса Березовского (фортепиано) и Александра Князева (виолончель). Дирижировал заслуженный артист Украины Хобарт Эрл.

На сцене Одесской филармонии Борис Березовский

Цветы Александру Князеву

Поздравления от дирижера Хобарта Эрла

Группа виолончелей. Концертмейстер Сергей Шольц

Группа альтов. Концертмейстер Ия Комарова

Программа концерта очень удачна: разностильная и, вместе с тем, цельная. Романтизм Чайковского, «неоромантизм» Райхельсона сочетались с импрессионизмом Равеля и Мануэля де Фалья, а также модернизмом Шостаковича.

Концерт нашего современника Игоря Райхельсона, воспитанника, преиму­щественно, российской музыкальной школы, пленил красотой позднеромантического мелодизма в сочетании с импровизационностью. Чувствуется его родство с Рахманиновым. Райхельсон развивает романтическую традицию, сочетая ее с джазом, используя также импрессионистические приемы. Дробя форму, он, однако, сохраняет общее эмоциональное устремление к некоему идеалу, донося свежесть чувств и взволнованность.

Отрадно, что на первом концерте, 16 июня, композитор присутствовал в зале Одесской филармонии. Борис Березовский вдохновенно исполнял вещь, написанную специально для него, ему посвященную — четырехчастный «Концерт для фортепиано с оркестром» (2006). Игра его вулканически мощная. О технике даже говорить не приходится. Если солист играет, например, левой рукой (концерт Равеля), то у слушателей создается впечатление, что задействованы обе. Если же обеими — кажется, что «в четыре руки». Если бы рядом за другим роялем музицировал еще один музыкант подобного класса, то, кажется, вместе они бы заменили целый оркестр.

Такой же чести посвящения удостоился и другой ключевой фигурант этого вечера — известный российский виолончелист Александр Князев. Однако незадолго до выступления он изменил свое первоначальное намерение исполнить в Одессе «Концерт для виолончели с оркестром» Райхельсона, отдав предпочтение более известным виртуозным «Вариациям на тему рококо для виолончели с оркестром» Петра Чайковского. Восхитительное исполнение извинило эту непоследовательность. Насколько известно, в Одессе состоялась «обкатка» упомянутых произведений перед их исполнением в России с ГАСО имени Е. Ф. Светланова. Концерт со знаменитым оркестром пройдет под управлением заслуженного артиста Украины Хобарта Эрла.

Если обобщить впечатление от игры двух исполнителей, то я бы выразился следующим образом: Березовский — это энергия и воля, Князев — широкая, открытая, предельно обнаженная перед публикой щедрая душа.

В условиях Одессы (при существующей гастрольной политике) даже после недавнего проведения международного фестиваля виолончельного искусства, собравшего немало профессионалов, Александр Князев для многих остается определенным эталоном исполнительского искусства. Артистизм, техничность и самоотдача его увлекают и восхищают. Играет без нот, фронтально-экспансивно обращен в зал. Это всегда доминанта на сцене. Еще памятен его концерт год тому назад, где были исполнены произведения Чайковского («Концерт для виолончели и оркестра в стиле рококо») и Дворжака («Концерт для виолончели и оркестра»).

Во время концерта между солистом и первой скрипкой оркестра (Евгений Кострицкий) возник своеобразный творческий тандем. Кажется, они понимали друг друга с полувзгляда. Хочу также отметить игру духовых, в частности концертмейстера группы кларнетов Юрия Гаяца. Эта концертная программа позволила проявить себя почти всем инструментальным группам оркестра.

В познавательно-эстетическом и социальном плане симфоническая музыка — это способность музыкальными средствами передавать свои чувства и мысли на расстоянии, что ведет к взаимопониманию огромного количества людей. В тот вечер в зале я слышал, кроме русской и украинской, также английскую, французскую, шведскую речь...

Случилось так, что в этом сезоне я редко бывал на концертах с непосредственным участием главного дирижера и художественного руководителя оркестра Хобарта Эрла. Когда-то восторженный, пылкий, в меру театральный и эффектный на сцене дирижер, Хобарт ныне предстал нашему взору рациональным, взвешенным, экономным, даже скупым в жестах и движениях, сдержанным в эмоциях, проводящим музыку почти по-деловому. Кстати, в последнее время руководитель НОФО заметно реже стал общаться с журналистами, явно отдавая предпочтение чисто рекламным акциям со ставкой на ТВ. Отмечаю это, всего лишь констатируя факт.

Концертная программа включала также феерическое, «живописное» произведение испанского импрессиониста Мануэля де Фалья — «Ночи в садах Испании» для фортепиано с оркестром. Оно воскрешало в памяти недавнее исполнение произведений Отторино Респиги «Фонтаны Рима» и «Пинии Рима» под управлением шведского дирижера Никласа Виллена.

Завершал программу великолепный Концерт для фортепиано (для левой руки) с оркестром Мориса Равеля. Свидетельствуя свою любовь к Одессе, в коротком конферансе Борис Березовский отметил прекрасную игру одесского оркестра. Завершающий номер своего выступления, две популярные прелюдии Рахманинова, исполненные «на бис», он посвятил памяти любимого им пианиста с одесскими корнями Шуры Черкасского. Прекрасный финал концерта и достойное завершение сезона.

Владимир Кудлач